18 ноября в московском международном мультимедийном пресс-центре агентства «РИА Новости» видные деятели российского телевидения делились своими мыслями об эффективности средств массовой информации в вопросах пропаганды физической культуры и спорта. «Старт» опубликует для вас мнения знаменитых людей без цензуры. Соглашаться или возражать – решать вам. Но задуматься стоит.
Кирилл Викторович НАБУТОВ, российский спортивный комментатор, телевизионный журналист, продюсер.
О возможности занять второе место в медальном зачёте Зимних Олимпийских игр в Сочи:
Давайте честно, это всё равно, что сказать – все мужчины живут на свете, имея за свою жизнь одну сексуальную партнёршу. Нереально! Нереально – ни первое место, ни второе. Третье – счастье такое, что нужно будет каждого чемпиона нашего обмазывать золотом, толстым слоем.
КИРИЛЛ НАБУТОВ:
«В ГДР была идея национального реванша, реализовывалась через спорт. Что делали немцы? Они брали ребят молодых, девятнадцати-двадцатилетних, не чемпионов высшей пробы. Ребятишек классных, но не самый «топ». Селили их на сборы, в какой-нибудь загородной спортивной базе, далеко от центра, на 40-60 суток. Скажем, девочки-спринтеры, мальчики – прыгуны в длину. Расчёт примитивнейший – такое количество времени, проведённое вместе в замкнутом пространстве, естественно, формирует какое-то количество контактов между юношами и девушками. Какое-то количество завязывается романов, назовём это так. И если в перспективе на данной почве образуются семьи, то у детей, которые родятся в этих семьях, очень высокий процент вероятности качества скорости. Они прогнозировали определённые качества. Никакого отношения это к общей физкультуре не имеет, правильно?
Спорт высших достижений, это вот что – медаль, любой ценой. Какое отношение к нашему здоровью имеет любой ценой медаль?!
Елена Малышева, моя подружка, которая здесь до меня выступала, большой рекламист здоровья. Хотя над ней иногда смеются, говорят: «Ну что она там показывает, какие-то совершенно смешные вещи с обрезанием свитера на голове». Она же выполняет гениальное дело. Она не боится, что над ней будут смеяться, ведь смех – это лучшая подкладка для понимания. Через юмор всегда очень хорошо понимается всё и запоминается.
Я много лет занимался спортом, дошёл до уровня какого-то, выше которого здоровье не позволяло – мастерский рубеж не перескочил. Ну, туда мне и дорога. Я просто знаю, чего это стоит, знаю, какое количество инвалидов среди моих друзей, которые имеют звания заслуженных мастеров, олимпийские медали… Мой бывший тесть был одним из величайших спортсменов нашей страны. Фантастический боксёр и фантастический интеллектуал. В 29 лет он стал проректором Петербургского университета. Проректором! Напомню, Путин был помощником проректора. В 29 лет тесть был проректором, в 37 лет получил инсульт, от которого не оправился следующие 35 лет. С полным параличом речи. Вот результат.
Когда говорят, что ветераны спорта олимпиаду посмотрят и начнут опять заниматься – не верю! Я знаю этих засранцев – толпы ветеранов спорта. Из активных физкультурников бывших «звёзд» будет минимум миниморов. Они всё здоровье отдали, они нахавались этого ВОТ ТАК! Он стоял на пьедестале почёта – ну чего ему выходить со мной играться? Бисер перед свиньями метать. Я почти уверен, что пропагандистского эффекта на такую категорию людей не будет. Вопрос другой. Да, мы покажем. Чего бы нам ни стоило. Сколько бы денег не потратили «Сбербанк», «ВТБ», «Газпром», «Руснефть», «Госнефть» и так далее… Потратят ровно столько, сколько будет надо. Причём, это было ясно в тот момент, когда взялись готовить олимпиаду. Потому что мы в нашей стране по-другому не умеем. Здесь все свои. Значит, мы будем ни шатко ни валко, нога за ногу, ляля-тополя, туда-сюда, потом в какой-то момент жареный петух как клюнет в одно место – и понеслась. И дальше уже – трава не расти, провести хорошо. Мы проведём хорошо, я уверен! Лишь самое главное – не спрашивать, сколько стоит. Ни в коем случае! Я скажу честно, как только я думаю об этом, у меня портится настроение.
Все хотят быть здоровыми, правильно? Все. Когда тебе двадцать два, ты юная красавица, у тебя нет отбоя от кавалеров и всё у тебя хорошо, то ты не думаешь о том, что тебе будет пятьдесят два, что у кого-то что-то может болеть. У меня есть сыновья различного возраста, они не верят в то, что у меня что-то болит. Я каждый день в спортзал иду, они говорят: «Иди-иди, ветеран! Не придуривайся». Я говорю: «У меня всё болит!». В двадцать два у нас у всех хорошо, в пятьдесят два – плохо. У всех в пятьдесят два здоровье хуже, чем в двадцать два! Правильно? Правильно! Мы можем «пузыриться» сколь угодно, но девушки будут предпочитать двадцатидвухлетних, а мы – «ну, хорошо»…
Когда я думаю, какое количество бабла, потраченное в Сочи, могло бы работать на здоровье нации, мне становится плохо.
При том, что я понимаю – в смысле большой политики, мировой политики, Россия – страна, претендующая на значимую роль в мире, она не может быть в стороне от спорта. Вопрос другой – мы всегда за это платим дикие деньги. Если бы эти деньги потратили на спортивные площадки, на надувные теннисные корты, на простейшие спортивные комплексы, на зарплату педагогам массового спорта, тренерам детских спортивных школ, то (меня никто не переубедит в этом, никогда) для здоровья страны, народа, проку было бы гораздо больше. И в этом существует колоссальный разрыв между спортом высших достижений и тем, что касается каждого человека, где бы он ни жил. Как его ликвидировать, этот разрыв – я, если говорить совершенно честно, не знаю. Мы не можем оставаться в стороне от мировых событий. Страна в состоянии провести олимпиаду. Плюс ко всему, мы прекрасно понимаем – ни будь «войны», ни будь какого-то чрезвычайного положения, никогда бы в Сочи не были построены новые дороги, новые аэропорты, новые вокзалы… Кто же будет вкладывать такие бабки?! Олимпиаду надо. Тогда будет и вокзал, который станет работать на поколение, будет аэропорт (наконец, не позорный Адлерский), будет курорт, который примется качать деньги. Экономика понятна – сейчас человек, который хочет кататься на горных лыжах, берёт билет за доллар и летит в Австрию, Италию, во Францию, Куршевель-муршевель… И катается там. Бабки он уносит туда. А так – тратит их в России. Для экономики страны это хорошо, вопросов нет. Все стараются, чтобы тратили внутри. Стратегически это понятно.
Кирилл Набутов об освещении в СМИ физкультурно-массовых мероприятий:
«Поднимите руки те, кто пойдёт на матч первенства района школьников по футболу, а не будет смотреть по телевизору матч сборной России против, скажем, сборной Франции на чемпионате Европы. Понятно, что я спрашиваю идиотскую вещь. Только в связи с профессиональной необходимостью вы пойдёте на игру школьников – если вы тренер, ваша команда играет; если вы мама, играет ваш сын; если вы спортивный журналист, а главный редактор, который вас не любит, говорит: «Пойди-ка ты завтра, сейчас первенство района, сделай-ка нам заметку об этом». И думает: «Ты не ответила на мою взаимность два года назад, вот теперь будешь освещать районный футбол». Во всех остальных случаях и вы будете, и я буду смотреть чемпионат Европы по футболу, Россия – Франция.
Зрителя не обмануть. Сказали – надо, чтобы средства массовой информации уделяли больше внимания. Надо, чтобы они показывали. Я хочу сказать одну простую вещь.
Телевидение – это не то, что показывает. Телевидение – это то, что смотрят.
Большая разница. Мы возьмём с вами, поставим пять камер, заплатим операторам, режиссёрам и будем транслировать матч чемпионата района среди школьных команд. Транслировать-то мы будем, потратим чьи-то деньги на зарплату, на камеры. Кто его посмотрит? Никто. Потому что все, кого интересует футбол, смотрят матч Франция – Россия.
Здесь «ЦСКА», здесь «Зенит», здесь Вагнер Лав, здесь Широков – всё! Ура, ура, ура! Мы взяли пивка, свининки, картошечки, на диванчик, пузо разложили, сиськи висят, такие все спортивные: «Давааай, Россия, вперёд!» Потом – бам, инфаркт. Но зато Вагнер Лав, Широков… Мы всё равно будем сидеть и смотреть, кто с пивом, кто без пива. Потому что мы болеем, мы любим футбол. Мы будем смотреть соревнования по биатлону взахлёб, хоккей, олимпийские игры – будем с ума сходить! И Канада тоже будет сходить с ума. И Америка сходит с ума на хоккее. Но эти сучьи дети после идут – и все занимаются физкультурой. А мы не занимаемся физкультурой! И в этом основная проблема.
Сколько у нас курящих! Я уж не говорю про наркоту, но курящих сколько! И матч Россия – Канада по хоккею к курению отношения не имеет. Это шоу, это спектакль, причём с патриотическим таким ещё звучанием, с патриотической нотой. Мы победили, мы молодцы! Действительно, спорт – это воплощение войны мирными средствами, никто этого не скрывает, так и есть. Человек пришёл к спорту из войны. Метание копья – что такое, как не война? Бокс? Война за жизнь превратилась в цивилизованный вид.
Мы хотим побеждать, за наших болеть, но при этом мы сидим, пьём пиво, жрём, курим и умираем от инфаркта в 60 лет, мужики! Переставая быть мужиками в 50.
А эти сучьи дети – мало того, что болеют, они потом ещё идут и бегают. Или прыгают.
На самом деле все понимают, что нация нуждается в оздоровлении. Что мы мало уделяем внимания своему здоровью, живём мало из-за этого. А чем здоровее люди, тем здоровее экономика. Меньше денег уходит на лечение, меньше денег выплачивается по больничным листам, более производителен труд и так далее. Всё это завязано на государственном уровне, всё это серьёзно. Но мы не хотим заниматься. Как сделать это интересным? Почему Ленка Малышева совершает великое дело? С этими, вроде бы, комическими вещами с обрезанием свитера над головой? Потому что она в понятной, забавной форме рассказывает своим зрителям очень простые вещи, рекомендуя обратить внимание на своё здоровье.
Мне кажется, что ни олимпиада в Сочи, ни чемпионат мира по футболу, ни разовые какие-то спортивные акции, которые пройдут в нашей стране, не будут иметь прямого отношения к здоровью нации. Это параллельные жизни».
СКОРО: мнения Елены Малышевой и Кирилла Кикнадзе.